Игра- ведущая деятельность дошкольника. На этой страничке вам , уважаемые родители и гости могут пригодиться различные игры с ребёнком. Знакомьтесь, играйте и играйте! Вы поймёте, что эти игры очень полезны для развития дошкольника. Я разделила их на 6 видов.

1.Подвижные игры.

2.Игры на развитие логики.

3.Игры на развитие речи.

4.Игры на обучение грамоте.

5.Дидактические  игры ТРИЗ и РТВ.

6.Экологические игры.

                      1.Подвижные игры для детей подготовительной к школе группе.

                                                                                                      Бездомный заяц

Ход игры. Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие — зайцы чертят себе кружочки (дома), и каждый встает в свой.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц», стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил) зайца, он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» — «охотником».

Указания к игре. Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4—5 детей. В каждом таком кружке становится «заяц». Игра проводится по тем же правилам.

Через 2—3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4—5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца.

                                                                                                                                     Горелки

Ход игры. Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов проводится линия. Один из играющих — ловящий — становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо —Птички летят,Колокольчики звенят!Раз, два, три — беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться и взяться за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается, он образует с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2—3 раза.

 Указание к игре. Число участвующих не должно превышать 15—17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

                                                                                                              Пустое место

Ход игры. Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс, — получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу И в окошечки гляжу, К одному я подойду И тихонько постучу.После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки», — и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в круге; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

                                                                                  Эстафета с обручами                 Материал. 2 обруча.

Ход игры. Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1,5—2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5-6 м от нее кладутся обручи — по одному против каждой колонны.По сигналу воспитателя «раз, два, три — беги!» — стоящие первыми в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.

                                                                                                          Эстафета по кругу      Материал. 4 флажка; бубен.

Ход игры. Играющие делятся на четыре отряда.На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды должны выстроиться вдоль его четырех радиусов.Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя (удару в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх. Выигравшим считается тот отряд, который сделает это первым.

Указание к игре. Игра может повторяться с тем же составом, но, если воспитатель видит, что силы неравные, следует предложить детям перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки.

                                                                                                     Море волнуется

Ход игры. Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, каждый чертит на своем месте кружок.Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет «море волнуется», встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, они еще немного ходят или бегают. Неожиданно ведущий говорит «море спокойно!», все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим, и игра повторяется.Указание к игре. Воспитатель должен следить, чтобы цепочка двигалась «змейкой», не пропуская ни одного кружка.

                                               2.Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

                                                                              Игра «Цветы на клумбах»             Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

                                                                                       Логические задачи.   Цель: развивать внимание, логическое мышление.Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

 1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

 2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

 3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

 4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

 5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

                                                                                         Игра «Я загадала...».          Цель: развивать логическое мышление.

 Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

 - Этот предмет летает? (Да.)- У него есть крылья? (Да.)- Он высоко летает? (Да.)- Он одушевленный? (Нет.)- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

 - Из железа? (Да.)- У него есть пропеллер? (Да.)- Это вертолет? (Да.)

                                                                          Игра «Выбери нужное».       Цель: развивать логическое мышление.

 Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

 • Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май  • В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

 • Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

 • У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

 • Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.Эту игру можно продолжить...

                                                                                                   Игра «Я беру с собой в дорогу».      Цель: развивать логическое мышление

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

                                                              Игра «Чем похожи и чем отличаются?                  Цель: развивать логическое мышление.Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

                                                                 Игра «Расселили птиц».   Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

                                                                    Игра «Ассоциации».            Цель: развивать логическое мышление.

 Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

                                                                       3.Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

                                                                                    Игра «Составьте предложение».

Цель: развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

 Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

                                                                                      Игра «Противоположности».  Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

Игровой материал и наглядные пособия: фишки.Описание: предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

                                                               Игра «Хорошо и плохо».                                                Цель: развивать монологическую речь.

 Описание: предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

                                                                             Игра «Кто ушел?».

Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

 Игровой материал и наглядные пособия: стулья.Описание: дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

                                                                            Игра «Как мы одеваемся?».

 Цель: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

 Игровой материал и наглядные пособия: предметы детской одежды.Описание: каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»

 Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

                                                                             Игра «Кто скорее перенесет предметы?».

 Цель: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.

 Игровой материал и наглядные пособия: детская посуда и мебель.Описание: играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.  Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

                                                        Игра «Угадай, что это?». Цель: учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.

Игровой материал и наглядные пособия: натуральные фрукты (муляжи).Описание: воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.  Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».

                                                                        4.Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

                                                                    Игра «Где наш дом?».      Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

 Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).Описание: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

                                                                        Игра «Построим пирамиду». Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

 Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

                                                              Игра «Стол находок».  Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.Описание: воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

                                                               Игра «Как их зовут?».   Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

 Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.Описание: воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.Выигрывает та команда, которая первой составила имя.Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

                                          Игра «Рассыпанные буквы».  Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

 Игровой материал и наглядные пособия: разрезная азбука по количеству детей.Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

                                                                                                      5.Дидактические игры ТРИЗ и РТВ.

                                                                                       Игра"Слова напарники''.
Воспитатель называет слово, а дети находят два слова - напарника, которые показывают последовательность действий по теме "Растительный мир".
Например: Сирень - ваза - цветы. Зерно - мука-булка. Посадил - выросло - собрал.

                                                                                                                                     Игра "Цепочка целей".
Какую цель вы ставите перед собой... умываясь,кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки.Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности.Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки...) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д.Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми.Показать, что любое действие может вызвать антидействие. Например: "Копали яму глубоченную -Получили гору высоченную".
                                                                                                                      Игра "Экологическое равновесие ".
Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.
А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.
Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.
Вопрос: - Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.
Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.
 Игра "Цепочка целей" – наоборот. Цель.
Показать детям действие приема "Наоборот".
Рассмотреть основные функциональные обязанности в семье и дополнительные.
Один из детей говорит последовательность какого-либо действия. Второй говорит их наоборот. Можно каждый шаг фиксировать каким-нибудь символом.
Потом первый ребенок говорит наоборот – второй выстраивает правильную цепочку.
Подвести итог, что мы все называли наоборот.
Вопрос: - Что мы можем выбрать символом "Наоборот". Дети предлагают различных героев, по характеру делающих все наоборот, или предметы (это могут быть: Петрушка, Иванушка – дурачок, Неваляшка, песочные часы).
                                                                                                                   6.Экологические игры.

      «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова  Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»   Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

 Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

 «МОЁ ОБЛАКО».      Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

 Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

«НАСЕКОМЫЕ».   Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

 Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

   «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».     Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

 Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

 «ДА ИЛИ НЕТ».   Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

 Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

 Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

 Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

 Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

 А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

 «ЦВЕТЫ».     Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

 Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

  «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».       Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

 Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

«ОХОТНИК».             Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

 Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.