Мои открытые  мероприятия:

1. Чтение  сказа Бажова "Серебряное копытце"ДОУ

2. Составление рассказа по картинам "Зимушка зима в гости к нам пришла" ДОУ

3.НОД Развитие связной речи в процессе рассматривания сюжетных картин ."Очень любим зимушку Зиму"РМО

 

Солдаткина Наталья Арсентьевна

 Тема: Развитие связной речи в  процессе  рассматривания  сюжетных картин «Очень  мы любим Зимушку-зиму!»

 Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Задачи по ФГОС.

 1.Социально- коммуникативное развитие:

 Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ, доброжелательно относиться друг другу. Отражать в ответах свои впечатления о времени года- зиме.

 2.Речевое развитие:

 Развивать связную речь в процессе рассматривания сюжетных картин.

 Учить составлять коллективный  рассказ  по картине, составлять связный рассказ по серии сюжетных картин о зиме парами.

 Обогащать словарный запас детей: белые шапки, морозный воздух, детвора.

 3.Познавательное развитие:

 Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение.

 4.Художественно- эстетическое развитие:

 Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции и удовольствие в процессе выполнения коллективной  аппликации.

 5.Физическое развитие:

 Заботиться о здоровье детей, следить за осанкой, зрением.

 Развивать желание выполнять движения под музыку.

 Предварительная работа: Игра «Что было сначала, что потом?» Чтение рассказов, стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, речевые игры, загадки, наблюдения за погодой, игры со снегом.

 Оборудование: картина «Зимние забавы» на экране телевизора, конверты с серией  сюжетных картин, музыкальная физкультурная минутка «Весёлые Снеговики», Костюм Снеговика ,Сундучок,  Снежинка, картинки-отгадки,  клей , ватные диски для аппликации, салфетки.

 Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, развитие, социально-коммуникативное развитие.

                                                                                                                  Ход занятия:

 1.Слышится звон колокольчика, с колокольчиком появляется Снеговик(приносит сундучок)

 Снеговик: Здравствуйте. Снеговик я непростой, я весёлый озорной. Я  из леса пришёл , волшебный сундучок там нашёл.. Это сундучок Лесной Феи.

 У лесной феи случилась беда! В лесу разгулялись и налетели сильные метели.

 Они открыли волшебный сундучок, в котором находились волшебные слова о зиме и унесли их.

 Ребята , помогите пожалуйста собрать эти слова в сундучок.

 Воспитатель: Вот так беда!. Поможем, лесной Фее собрать все слова о зиме?

 -Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут  складываться в него. Волшебные слова мы обозначим снежками.Снеговичок, садись!

 2Воспитатель: Нам нужно отгадать загадки.(на мольберте картинки –отгадки.)Дети стоят.

 Загадывание загадок-дети загадывают загадки,  ребёнок  находит отгадку-картинку и объясняет.

 Андрей Б:

 Мы его слепили ловко

 Глазки есть и нос морковка

 Чуть тепло-заплачет вмиг

 И растает … (снеговик)

 Виталина Б.

 На поля и на луга до весны легли снега,

 Только месяц наш прийдёт, мы встречаем Новый год.

 Воспитатель:

 Два берёзовых коня , по снегам несут меня

 Кони эти рыжи, а зовут их  …(Лыжи»

 Воспитатель:( отгадали загадки и кладёт в сундучок снежки).

 Дети сидят , смотрят на телевизор.

 3.Воспитатель –посмотрите внимательно на картину на экране телевизора “Зимние развлечения”.

 Снеговик звенит 3 раза колокольчиком.

 Упражнение «Волшебство». А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине». -Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело.  Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Они катаются на лыжах, коньках, санках. Уже построили Снеговика.

 Воспитатель: Ребята, что вы могли там услышать?

 Воспитатель: как вы понимаете слово –морозный воздух? детвора? белые шапки?

 Воспитатель А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь мы составим по этой картине рассказ.

 4.Коллективное составление плана рассказа. (дети сидят)

 - С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима, всё кругом укрыла снегом, какой снег, где он лежит?)

 - О чём вы расскажете потом? (О погоде?  Зачем дети пришли на горку?  Чем ещё заняты дети?)

 -О чём будете рассказывать дальше? (О Снеговике.)

 - Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

 Итак, ребята.

 1. Сначала вы расскажете о времени года,о погоде.(вызывает ребёнка)

 2. Затем, о детях-что делают дети?

 3. Какое настроение вызывает у вас эта картина.

 4. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

 Воспитатель: Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

 Слушайте внимательно, будете помогать!

 Рассказы детей (краткая оценка)

 5.Гимнастика для глаз.  Поиграем со снежинкой. (сидя за столами)Снеговик:(Снеговик поднимает снежинку вверх, двигает слева-направо и наоборот ,опускает вниз, рисует круги…)Воспитатель: А зачем такую гимнастику делают?

 6.Воспитатель: Ребята, в сундучке также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

 Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки. Зимой хорошо, потому что можно кататься с горы на санках.

 имой хорошо, потому что приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

 Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

 Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

 Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

 Зимой плохо, когда сильные ураганы и отключают свет.

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот теперь лесная Фея знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

 7 Музыкальная физкультурная минутка «Весёлые снеговики»

 8.А теперь Снеговик раздаёт вам конверты,1 конверт на двоих.. а там… посмотрите… (лежат разрезанные на 4 части сюжетные картинки о зимних развлечениях Дети работают в паре.)

 - Посмотрите внимательно на свои картинки разложите их по порядку и составьте рассказ. Вы должны поработать в паре дружно решить как правильно разложить картинки о чём рассказать.

 Выслушать всех детей(рассказы детей)

 Воспитатель:Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картине волшебный сундучок  заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес и вернуть лесной Фее сундучок.

 Но сначала мы …сделаем подарок для Лесной Феи.- необычную  снежинку.

 (Продуктивная деятельность.) Отнеси его Снеговичок.!( смотрят в сундучок , а там маленькие снежки.) До, свидания (Снеговик прощается с детьми и уходит.

 

Конспект

                                                              проведения открытого занятия  в подготовительной к школе группе

                                                                                                      МБДОУ «Детский сад№1 «Родничок»

      Тема«Зимушка- зима в гости к нам пришла»

 Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Задачи по ФГОС.

Социально- коммуникативное развитие:

 1.Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ, доброжелательно относиться друг другу.Отражать в ответах свои впечатления из жизни в родном селе зимой.

 2.Речевое развитие:

 Учить составлять описательные рассказы по картинам с помощью схем, составлять связный рассказ по картине отображающей последовательность событий;

 Обогащать словарный запас детей: метель, вьюга, зимние месяцы.

 3.Познавательное развитие:

 Закрепить названия зимних явлений природы, название зимнего месяца – декабрь, свойства снега. (лепка снежков)

 Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение.

 4.Художественно- эстетическое развитие:

 Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции и удовольствие во  время рисования снежных сугробов на картине и работой с пластилином.

5.Физическое развитие:

Заботиться о здоровье детей, следить за осанкой.

Развивать желание выполнять движения под музыку.

 Материал: стихотворение И. Сурикова «Зима»,  снежинки с загадками, картины о зиме для составления рассказов, картина, нарисованная детьми коллективно животные зимой в лесу, для рисования снега, схема, белая гуашь и кисточки, грамзапись вьюги, видеофизминутка. «Весёлые снеговики»

Воспитатель. Сегодня Мы получили необычное приглашение. Хозяйка полянки пригласила нас в гости на зимнюю полянку, но имя своё не сказала. Мы его  узнаем, когда разгадаем ребус с цифрами.

 Ребята садитесь на пол , закройте глаза и представьте, что мыодели зимнюю одежду и  очутились в зимнем лесу.
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом.  Вьюга поет свою заунывную песню…
дети встают. Открывают глаза.Знаете ли вы, ребята , как называется зимой сильный ветер со снегом? (метель, вьюга)Какие звуки вы услышали?(ффф, ввв, ссс, ууу, ццц).

 Каждый год приходит к нам зимняя пора. Сколько снежинок! Все не простые, а с загадками!
1.Загадкио зиме.( на бумажных снежинках, находим на ёлке)

1. Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

2. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

 Скользко, весело, светло. (лед)

 3. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

4.О каком месяце зимы говорится в загадке:

Назовите- ка , ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш придет- мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Воспитатель: Если у вас есть ответ, то объясните, как вы догадались?

2Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Сколько их в любом времени года?(три).

Рассказы детей из опыта «Я расскажу о снеге, который видел по дороге в детский сад».(Дети говорят о снеге, где он лежит, сколько, какой, как можно играть со снегом.)

Игра «Лепим ,лепим .мы снежки».

Воспитатель:Дети расскажите о своих ощущениях- снег какой?(холодный , липкий, белый, хрустящий, тяжёлый,водяной, подтаивающий)

3. Как называется большая куча снега на земле? (сугроб)

- Как называется явление, когда на веточках деревьев лежит снег? (иней)

- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга,буря)

- Как называются кусочки льда под крышами домов? (сосульки)

Давайте вспомним, какие признаки бывают зимой.

5. Дидактическая игра «Подбери признак»

Зима (какая?) … (холодная, белая, снежная…)

Снег (какой?) … (рыхлый, мягкий, белый, рассыпчатый…)

Мороз (какой?) … (жгучий, сильный, трескучий…)

Ветер (какой?) … (пронизывающий, резкий, сильный)

Деревья (какие?) … (голые, сонные…)

Дни (какие?) … (короткие, холодные, ясные, пасмурные)

- Какими красками пользуется зима?(белыми)

-Солнце (какое?)…(неяркое, нетёплое, зимнее)

Садятся на стульчики.

6.Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»Читает стихотворение мальчик Андрей Б.

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало.

Вот пришли морозцы и зима настала.

Воспитатель: Как писатель написал о снеге?

Почему тёмный лес назвал тёмным? Почему он  так написал  о солнце?

7.Рассказывание по картине с развивающимся действием «Что сначала, что потом?»(картина на экране телевизора)

Воспитатель: рассказывать нужно громко, говорить красивые слова, можно дать имя девочке, обязательно,а потом, а дальше..

Воспитатель:как только выпадает снег , дети бегут во двор лепить снеговиков! А эти Снеговики приглашают вас на весёлую разминка.

8.Видеофизминутка«Весёлые снеговики».

Воспитатель: Посмотрим на картину -какое время года ,какую одежду одели дети, что они делают, какие деревья зимой, какое зимнее солнце.

9.Рассказывание по картинке – по схеме( картина Не боимся мороза)

Воспитатель: Поможет нам хорошо рассказать по картине эта схема.

Анализ рассказа ребёнка.

Воспитатель:когда приходит зима, изменяется и жизнь лесных обитателей в лесу. На нашей картине, что нарисовано? Мы знаем, что зима очень любит белую краску. Давайте мы украсим эту картину. Накладывать белую краску  мы будем парами. Надо сказать предложение, что делает? Например :Зимой птицы перелетают с дерева на дерево.
11.Дорисуй  картину «Как зимуют звери».Дети парами подходят к картине и наносят белую краску на деревья, берлогу медведя , ёжика и т. д. По сигналу «Стоп», передают кисточку , следующей паре. Дети, которые сидят составляют упражнения.

Речевое упражнение «Составь предложение».(зимой снегири летают с ветки на ветку, зимой ёжик спит в норке…)

Как  назовём картину? (Зима в лесу, животные приготовились зиме,тихо в лесу…)

Воспитатель:А сейчас, чтобы нам снова оказаться в группе волшебные слова нужно сказать загадочно-медленно и тихо.1,2,3,4,5.-вот и в группе мы опять. (дети говорят и открывают глаза)

Воспитатель: А вот  и пришло время узнать имя хозяйки полянки.

12.Вылепим Имя Хозяйки, которая пригласила нас на полянку.(дети из белого и голубого пластилина раскатывают колбаски и шарики на мольберте смотрят порядок цифр, соединяют и  вылепливают слово -Зима- читают его.

 13. Воспитатель: Хотите посмотреть на неё?

Показ портрета волшебницы Зимы.

 Конспект проведения занятия  "Составление рассказа по картине "Волчица с волчатами"

Тема: составление рассказа по картине «Волчица с волчатами"

Программное содержание Образовательная задача: продолжать  учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание.

 Речевые  задачи : -развивать связную речь с помощью мнемотехники.

                                         -обогащение словаря: логово, волчица,волчата.

                                         -звуковая культура: чёткость произношения звуков в, щ. в скороговорке.

 Развивающие задачи: продолжать развивать воображение, мышление, память.

 Воспитательная задача: воспитывать интерес к жизни волков, как части природы.

 Оборудование: Картина «Волчица с волчатами», схематичное изображение отдельных объектов(мнемотехника), мольберт, набор картинок для игрового упражнение «Скажи предложение», контуры волка для закрашивания.

 Предварительная работа: чтение стихов о волке, заучивание скороговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, рисование.

 Интеграция образовательных областей. -речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое   развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Ход   НОД.

 Организационный момент.  Цель: Развитие эмоций, слухового и зрительного восприятия.

 Собрались ребята в круг

 Я твой друг и ты мой друг,

 Дружно за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся .

 Воспитатель: Ребята,  сегодня   у нас вновь  встреча с картиной, а какой отгадайте!

 .Загадка. Серый, хитрый и опасный,

                        В то же время он прекрасный,

                   Воздух нюхает и рыщет,

                       Он охотится чуть слышно.(волк)

 2.Игра с «Волшебный бинокль»

 Дети из пальчиков изображают  бинокль, через который можно увидеть отдельные части на картине.

 Возьмем в руки бинокли и посмотрим на картину. Смотрим так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не называть тот объект, который   уже увидели и назвали.

 Ребята, наша картина будет скучна, не красочна, если мы с вами не опишем объекты, не скажем, какими мы их видим.

 А чтобы сделать это мы поиграем в игру: «Скажи какой?»

 Например- Я вижу волчицу, она большая, у неё густая шерсть и внимательные глаза… волчица, волчонок слева, волчонок справа.

 Молодцы, ребята, вы увидели и описали все основные объекты нашей картины. А сейчас выйдем на лужайку и поиграем

 3.Физкультурная минутка. 1, 2, 3 выросли цветы

                                                      К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло!

                Ветерок пролетал стебелёчки качал  Влево качнулись – низко прогнулись

                    Вправо качнулись – низко прогнулись    Ветерок убегай

                 Ты цветочки не сломай!   Пусть они растут , растут,

                Детям радость принесут!

Воспитатель:мы картину разобрали на части, а обратно не собрали. Пришла пора соединить, объединить  части в целое, не забудем про то, как мы описали эти объекты.

 4. Рассказ воспитателя по картине.

 Волчица  с волчатами вышла из логова. Это было ранним утром. Вдали виднеется голубой туман. Они стоят и внимательно смотрят в сторону. Волчица насторожилась, подняла уши и волчата что-то услышали.

 5.А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Слушай-ка»  Закройте глаза на минуточку.

 Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом в лесу? Какие шорохи слышит волчья семья? Что вы слышите?

 А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?(выслушиваются ответы детей)

 Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине?

 А какое время дня, какая часть суток в картине?

 Воспитатель: Скажите, ребята, какое название   подойдет этой картине?

 Какой можно придумать конец нашему рассказу ?(волчица огляделась и повела своих волчат к большому волку, который принёс добычу для  своей семьи. Когда волчата наелись они начали весело играть.

 6.Игровое упражнение «Составь предложение по картинке»

 Дидактическая игра: «Назови ласково»(куст, трава, поляна, лес, птица, ветка, волчонок, туман).

 7.Пословицы про волка.

 Волка ноги кормят.

 С волками жить, по-волчьи выть.

 Волка бояться, так и в лес не ходить.

 8.Воспитатель: а сейчас, ребята, вспомним скороговорку и постараемся ее произнести четко медленно, а потом быстро.

 -Волк в лесу рыщет-пищу волчатам ищет!

 9.Рассказ воспитателя о волках.

 10. Составление рассказа с помощью мнемотехники.

 1.Раскрашивание контура волка.