Отчёт№1 по самообразованию 2015-2016у.г.

Для изучения результатов работы над развитием связной речи в процессе рассматривания сюжетных картин я использовала методику Т.Б.Филичевой»
При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; .подобрать эпитеты к определенным словам;  изменить время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др..
Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Предоставляю результаты обследования за период 2015-2016гг, 2016-2017г. и итоговое обследование 2017-2018год.

Сентябрь 2015г- май 2016г.:Средняя группа (4-5 лет):

В обследовании приняли участие 10 детей.

 0 детей- 4 балла                                                               0 детей -4 балла

4 детей -3 балла                                                               5 детей- 3 балла. 

4 ребёнка-2 балла                                                             4 ребёнка-2 балла

2 ребёнка -1 балл.                                                            1 ребёнок- 1 балл

 

Вывод.Следовательно,важно работать с детьми индивидуально, привлекая в образовательный процесс родителей. Дети ещё не умеют составлять рассказ без помощи взрослого.

         Отчёт№2 по самообразованию 2016-2017у.г.

                                              Сентябрь2016г- май 2017г.

В старшей группе (5-6 лет) было обследовано 11 детей.

Сентябрь 2016г.                                                                   май 2017г.

 

1 ребёнок-4 балла                                                          2 ребёнка-4 балла   

5 детей-3 балла                                                              5 детей-3 балла

4 ребёнка-2 балла                                                         6 детей-2 балла

1 ребёнок-1 балл                                                            0 детей-1 балл

 

Вывод:в старшей группе нет детей, просто перечисляющих события, которые они видят на картине,дети правильно составляют рассказ по картине с небольшой помощью взрослого. 

                                      Отчёт№3 по самообразованию 2017-2018у.г. 

В подготовительной к школе группе (6-7 лет), в обследовании приняли участие 8 воспитанников.

Сентябрь 2017г.                                                        Март  2018г.

1 ребёнок- 4 балла                          1ребёнок-4 балла

4 ребёнка-3 балла                             5 детей-3 балла

        2 ребёнка-2 балла                            3 ребёнка-2 балла 

       1 ребёнок- 1 балл.                           0 детей-1 балл

Вывод: НОД по развитию речи, связанная с составлением рассказов по картинам и серий сюжетных картин, позволяет расширять запас слов детей, в том числе, слов с противоположном значением, помогает развивать умениеправильно и грамотно строить предложения. Но составлять самостоятельно рассказ по сюжетной картине некоторые дети затрудняются. Это требует индивидуальной работы.

Следовательно,у детей улучшилась связная речь в силу возраста, развивается она целенаправленно, благодаря разным приёмам работы в работе над связной речью в процессе рассматривания сюжетных картин важно значительно расширять словарный запас ребёнка, уделять большое внимание индивидуальной работе и разнообразию игровых приёмов, вызывая интерес к рассказыванию. Отмечу, что основной задачей была и будет-научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, с помощью сюжетной картины.Таким образом, определены уровни овладения связной речью в процессе рассматривания сюжетных картин. 

Низкий уровень-25%, средний -60%, высокий-15%.

 Вывод: низкий уровень уменьшился на 10%, средний увеличился на

8 %, высокий на 2%.

 

                                                 Самоанализ  занятия.

Тема: Очень любим Зимушку зиму.

Форма НОД - фронтальное.

Возраст, количество детей: 6 лет, 8 детей.

Приоритетная образовательная область: «речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности (НОД) соответствуют возрасту детей.

Целью занятия являлось развитие связной речи в процессе рассматривания сюжетных  картин. 

Длительность 30 минут.

 Санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

 Все части занятия объединены одним сюжетом- время года Зима.

Первая часть включала в себя организационный момент: появление Снеговика. С помощью которого была определена игровая мотивация- помочь  Лесной Фее собрать все потерянные слова о зиме в сундучок, который раскрыли и унесли злые метели.

Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание. Картинок –отгадок было больше, для сохранения права выбора детьми. 

В основной части решались задачи над составлением коллективного рассказывания по картине с помощью плана и серии сюжетных картин а в работе с детьми парами.

 Для создания интереса использовались, иллюстрации, рассказывание по картине на экране телевизора, сюрпризный момент

Смена видов деятельности  способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. (стояли, сидели, танцевали, выходили к доске, аппликацию выполняли стоя.)

В процессе деятельности для снятия мышечной усталости была использована физкультминутка «Весёлая разминка Снеговиков», для зрения гимнастика для глаз «Снежинка».

На протяжении  занятия  активизировался и обогащался словарь детей по данной тематике, ребята упражнялись в совершенствовании грамматического строя речи, закрепляли умение составлять распространённые предложения, объясняли значение новых слов.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые, индивидуальные методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные речевые упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, двигательных способностей детей.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием единого сюжета.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались возможности каждого ребёнка. Дети упражнялись в умении работать в паре, слушать взрослого, выполнять его инструкции, правильно работать у доски.

На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение оценок, данных рассказам детей. Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса, формировались элементарные навыки самооценки.

 Задача художественно-эстетического развития решилась через нетрадиционную технику аппликации. (коллективное изготовление волшебной снежинки на память Лесной фее.)

На занятии соблюдался главный принцип -принцип психологической комфортности.  Для  развития детского  представления ,воображения  использовался не полный рассказ образец а, Мини -образец , содержание которого дети прослушивали с закрытыми глазами, находясь «в картине» и представляя на слух то, что нарисовано на картине.(методика Мурашковской). Не нужен здесь общий рассказ т.к  дети рассказывали коллективно по коллективному плану, который состаили все вместе. Оценки  каждого рассказа ребёнка проводились и привлекались дети, для анализа рассказа своих товарищей.(что не рассказал, чей рассказ понравился и почему). В своих рассказах дети  придумывали ,дальнейшие события (что было потом, куда пошли дети ?) Серия сюжетных картин представлена детям Снеговичком  в конвертах, которые дети открыли и, работая в паре, по порядку разложили события и   составляли рассказ.(методика Смирновой)В рассказах героям давали имена, пытались передать мысли и речь героев.(каждому рассказу ребёнка педагог давала краткую оценку, что и заменяло похвалу ребёнка)В процессе занятия были опрошены все дети. Детям было интересно  отблагодарить Лесную Фею(волшебная снежинка -(аппликация из ватных дисков), они с удивлением увидели полный сундучок слов о зиме( был пустой и слова должны были сами складываться в сундучок).

 В результате цель занятия была достигнута, задачи решены, не строго по методике, а с применением новых подходов в опыте работы воспитателя. В соответствии с Федеральными стандартами ДО,  воспитатель преследовала главную цель- развитие ребёнка.

 Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий свидетельствует о качестве усвоения детьми материала непосредственно образовательной деятельности (НОД).

 В целом считаю, что поставленная цель и задачи в ходе данной непосредственно образовательной деятельности (НОД)выполнены. Но хочется отметить ,что развитие связной речи можно считать первоначальной задачей и над ней нам ещё много придётся работать. Не мало важно  научить детей активнее работать  в парах , уступать друг другу, уметь анализировать ответы товарищей и свои(самооценка) Работать над развитием связной речи , считаю важным , в своём опыте не только по методике(её никто не отменял), но при использовании интересных  и эффективных  приёмов. Этим и отличается педагогический опыт каждого воспитателя. А тогда зачем,  педагоги  придумывают и разрабатывают свои, интересные и доступные детям, приёмы? Результаты своих инновационных приёмов мы видим на детях. 

Фото-отчёт открытого занятия на РМО.

 Конспект

Солдаткина Наталья Арсентьевна

Тема: Развитие связной речи в процессе  рассматривания  сюжетных картин «Очень  мы любим Зимушку-зиму!»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Задачи по ФГОС.

 1.Социально- коммуникативное развитие:

 Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ, доброжелательно относиться друг другу. Отражать в ответах свои впечатления о времени года- зиме.

 2.Речевое развитие:

 Развивать связную речь в процессе рассматривания сюжетных картин.

 Учить составлять коллективный  рассказ  по картине, составлять связный рассказ по серии сюжетных картин о зиме парами.

 Обогащать словарный запас детей: белые шапки, морозный воздух, детвора.

 3.Познавательное развитие:

 Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение.

 4.Художественно- эстетическое развитие:

 Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции и удовольствие в процессе выполнения коллективной  аппликации.

 5.Физическое развитие:

 Заботиться о здоровье детей, следить за осанкой, зрением.

 Развивать желание выполнять движения под музыку.

 Предварительная работа: Игра «Что было сначала, что потом?» Чтение рассказов, стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, речевые игры, загадки, наблюдения за погодой, игры со снегом.

 Оборудование: картина «Зимние забавы» на экране телевизора, конверты с серией  сюжетных картин, музыкальная физкультурная минутка «Весёлые Снеговики», Костюм Снеговика ,Сундучок,  Снежинка, картинки-отгадки,  клей , ватные диски для аппликации, салфетки.

 Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Ход занятия:

 1.Слышится звон колокольчика, с колокольчиком появляется Снеговик(приносит сундучок)

 Снеговик: Здравствуйте. Снеговик я непростой, я весёлый озорной. Я  из леса пришёл , волшебный сундучок там нашёл.. Это сундучок Лесной Феи.

 У лесной феи случилась беда! В лесу разгулялись и налетели сильные метели.

 Они открыли волшебный сундучок, в котором находились волшебные слова о зиме и унесли их.

 Ребята , помогите пожалуйста собрать эти слова в сундучок.

 воспитатель: Вот так беда!. Поможем, лесной Фее собрать все слова о зиме?

 -Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут  складываться в него. Волшебные слова мы обозначим снежками.Снеговичок, садись!

2Воспитатель: Нам нужно отгадать загадки.(на мольберте картинки –отгадки.)Дети стоят.

 Загадывание загадок-дети загадывают загадки,  ребёнок  находит отгадку-картинку и объясняет.

 Андрей Б:

 Мы его слепили ловко Глазки есть и нос морковка

 Чуть тепло-заплачет вмиг И растает … (снеговик)

 Виталина Б.

 На поля и на луга до весны легли снега,

 Только месяц наш прийдёт, мы встречаем Новый год.

 Воспитатель:

 Два берёзовых коня , по снегам несут меня

 Кони эти рыжи, а зовут их  …(Лыжи»

 Воспитатель:( отгадали загадки и кладёт в сундучок снежки).

 Дети сидят , смотрят на телевизор.

 3.Воспитатель –посмотрите внимательно на картину на экране телевизора “Зимние развлечения”.

 Снеговик звенит 3 раза колокольчиком.

 Упражнение «Волшебство».- А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине». -Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело.  Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Они катаются на лыжах, коньках, санках. Уже построили Снеговика.

 Воспитатель: Ребята, что вы могли там услышать?

 Воспитатель: как вы понимаете слово –морозный воздух? детвора? белые шапки?

 Воспитатель:- А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь мы составим по этой картине рассказ.

 4.Коллективное составление плана рассказа.(дети сидят)

 - С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима, всё кругом укрыла снегом, какой снег, где он лежит?)

 - О чём вы расскажете потом? ( О погоде?  Зачем дети пришли на горку?  Чем ещё заняты дети?)

 - О чём будете рассказывать дальше? (О Снеговике.)

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

 - Итак, ребята.

 1. Сначала вы расскажете о времени года,о погоде.(вызывает ребёнка)

 2. Затем, о детях-что делают дети?

 3. Какое настроение вызывает у вас эта картина.

 4. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

 Воспитатель: Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

 Слушайте внимательно, будете помогать!

 Рассказы детей (краткая оценка)

 5.Гимнастика для глаз.  Поиграем со снежинкой. (сидя за столами)Снеговик:(Снеговик поднимает снежинку вверх, двигает слева-направо и наоборот ,опускает вниз, рисует круги…)Воспитатель: А зачем такую гимнастику делают?

 6.Воспитатель: Ребята, в сундучке также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

 Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки. Зимой хорошо, потому что можно кататься с горы на санках.

 Зимой хорошо, потому что  приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

 Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

 Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

 Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

 Зимой плохо, когда сильные ураганы и отключают свет.

 воспитатель:- Молодцы, ребята. Вот теперь лесная Фея знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

 7 Музыкальная физкультурная минутка «Весёлые снеговики»

 8.А теперь Снеговик раздаёт вам конверты,1 конверт на двоих.. а там… посмотрите… (лежат разрезанные на 4 части сюжетные картинки о зимних развлечениях Дети работают в паре.)

 - Посмотрите внимательно на свои картинки разложите их по порядку и составьте рассказ. Вы должны поработать в паре дружно ,решить как правильно разложить картинки о чём рассказать.

 Выслушать всех детей(рассказы детей) Краткая оценка рассказа а похвала.

 Воспитатель:-Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картине волшебный сундучок  заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес и вернуть лесной Фее сундучок.

 Но сначала мы …сделаем подарок для Лесной Феи.- необычную  снежинку.

 (Продуктивная деятельность.)Отнеси его Снеговичок.!( смотрят в сундучок , а там маленькие снежки.) До, свидания (Снеговик прощается с детьми, берёт снежинку  и уходит)  

                                                                Памятка

                                                                 Виды рассказов детей по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

 

                                                   План работы по самообразованию на 2017-2018 год.

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста через обучение рассказыванию по сюжетной картине.

                                                    Цель, задачи:

  учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; -составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

                                                                                      Сентябрь

 Подбор и изучение литературы по теме; сюжетных картин;

 Памятки для родителей по обучению связной речи.

                                                                                         Октябрь

 Работа над составлением рассказов по картине с использованием опорных схем.

 Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

 Активизация и обогащение словарного запаса детей.

 Консультация для родителей на тему:

 «Роль книжной иллюстрации , как средство развития связной речи ребёнка.».

                                                                                             Ноябрь

 Продолжение работы над  составлением рассказов по картинам из серии «Домашние животные».

                                                                                             Декабрь

 Составление рассказов по картинам из серии «Зима»

 Пополнять словарный запас детей.

                                                                                               Январь

  Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

                                                                                           Февраль

 Составление рассказов по пейзажным картинам.

 Выставка детских рисунков.

                                                                                               Март 

 Консультация для родителей «Что такое связная речь?»

 Рекомендации для педагогов по обучению детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картин.

                                                                                               Апрель 

 Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

 Составление описательных рассказов по предметным картинкам.

                                                                                                     Май

 Составление рассказов по плану. Серия «Дикие животные»

 Обогащение словаря.

 

План

по самообразованию воспитателя Солдаткиной Н.А.

Тема: «Развитие связной речи дошкольника в процессе рассматривания сюжетных картин»                                                    

                                                         Этапы работы

1.Организационный. Сентябрь-октябрь

1. Подбор и изучение литературы по теме;

2. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов);

3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста  через  рассматривание сюжетных картин.

4. Создание в группе предметно-развивающей среды.

5. Подбор методического оснащения.

6. Разработка перспективного плана .

 2.Практический  ноябрь -март

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение задач.

3. Прогнозирование результатов

4.Исследовательская работа в группе (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) 

5. Пополнение методической копилки

6. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию связной  речи дошкольников 

7. Выставка конспектов НОД   для развития связной речи дошкольников.

8. Овладение методами и приемами развития речи дошкольников.

9. Консультация для родителей "Роль картин  в развитии  связной  речи дошкольников».

10.Размещение информации по теме на сайте ДОУ

 11. Выставки детских рисунков для родителей.

12. Выступление на педсовете с докладом из опыта работы «Развитие связной речи детей в процессе рассматривания сюжетной картины».

13. Выступление на родительском собрании.

14. Взаимопросмотр НОД 

15. Семинар-практикум «Как мы развиваем связную речь».

16.Папка передвижка «Всё о связной речи».

3.Итоговый апрель - май

1. Подведение итогов (ожидаемые результаты)

2. Распространение опыта своей работы

3. Оформить портфолио по самообразованию.

4.Подготовить Презентацию опыта работы по самообразованию.

5. Показ мероприятия родителям и педагогам.

6. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

7. Рекомендации родителям «Развивайте связную речь ребёнка"                                                                  

                                                                                 Консультация 

                 «Роль книжной иллюстрации как средства развития связной речи ребёнка»

 Художественная  иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности  использования ее в процессе эстетического  воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
       
В программе дошкольного обучения  не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития с помощью иллюстраций, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством иллюстраций, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.       

Общетеоретические вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.А. Венгера , Л.СВыготского , В.С Мухиной , Д. Б. Эльконина  и другие.  Определенный вклад в разработку методики использования книжной иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с иллюстрацией к книге внесли: М.М. Алексеева , А.Г. Арушанова , А. Билан , А.М. Бородич , Н.С. Карпинская , О. С. Ушакова .
 
Содержание и методика работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством рассматривания иллюстраций определяются возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми иллюстраций, овладением умениями вести диалог по содержанию иллюстрации, составлять по нему связные монологические высказывания; уровни развития связной речи в процессе рассматривания иллюстраций будут повышаться, если обеспечить: систематичность проведения занятий, индивидуальный подход, использование наглядного материала, учет возрастных особенностей детей.
       При рассмотрении состояния исследуемой  проблемы используются такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической литературы для изучения теоретического аспекта развития связной речи у старших дошкольников средствами иллюстраций; комплексный метод диагностики речевого развития для выявления состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент, направленный на развитие связной речи старших дошкольников средствами иллюстраций; наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных для анализа эффективности проведенного педагогического эксперимента. 

                                         Консультация  «Развитие связной речи ребёнка  через игры»

  1. «Составь два рассказа»

   Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

 Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

2.«Поиск пропавших деталей»

 Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

 Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

 Видно, как игра используется в развитии речи дошкольников. Было выявлено как велико ее значение в развитии ребенка. Определена роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста.

 Всю жизнь ребенок растет играя. С игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении.

 Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.

 Дидактические  игры  используются  поэтапно. Они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

 Наша     задача заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

  Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

 Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой конструкции. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения языка и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

 Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью. 

                                                                                   Рекомендации

 

                                по обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок.

 Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  1. Составление описательного рассказа по предметной картине;Описание предметных картин — это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

    2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

    3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 

4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

 5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.    

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

 

                                          Значение картины как дидактического средства     образования дошкольников.

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности. 

Дети должны :

- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

 - уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц. 

Первый вид картин: действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов: как-то раз…, однажды…, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный. Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил)? где (куда)? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел машинкою во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше. Второй вид картин: действие происходит в помещении. Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)? Время года опускается, остается название части суток. Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима». Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… наступила… (по картине И. Левитана). Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Очень полезно во время рассматривания использовать: - произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа. Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек), слов с противоположным значением ( далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий) .